Все врут!

Все врут!

Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.
Умелое использование статистики приносит мешки денег. Взять, например, рулетку в казино. Кто-то ставит на красное и проигрывает бабло. Другие ставят на черное и тоже проигрывают. Чисто статистически. Можно легко посчитать, что в таком раскладе потери составляют около 2,7% с каждой ставки. Есть, конечно, и радостные победители, но в рамках беспощадной статистики их выигрыши имеют значение только для них самих, на статистику они не влияют.
Примерно так же работает и система страхования. Статистика знает вероятность того, что дом сгорит, метеорит упадет, а у грузчика Юры вылезет грыжа.

Страховой агент предлагает нам заключить пари. Поставить на то, что у нас страховой случай наступит гораздо раньше, чем положено по статистике. По мне так это та же самая рулетка, только в несколько иной форме. Мы делаем ставку на событие, у которого заранее просчитана вероятность и эта вероятность совершенно не в нашу пользу. Поэтому страхование, само по себе, не сильно мне нравится. Это весело, азартно, но совершенно не выгодно.
Маша смотрит на это иначе. Маша любит страховки. Страховки приводят ее в восторг, наполняют душу радостью, а сердце спокойствием. Это у меня в голове крутятся разные цифры, я что-то считаю и прикидываю. Маша не любит цифры. Она воспринимает страховки, как витамины. Как таблетки от нервов и переживаний. Ведь если застраховать что-то, то поводов для волнений становится значительно меньше. За относительно небольшую сумму приобретается уверенность и спокойствие. Таким образом получается, что страховка это выгодно. Совсем недорого для хорошей таблетки.
Банки любят страховки еще сильнее, просто обожают их продавать. Они мастерски владеют всякими цифрами, статистикой и поэтому тоже понимают, что страховки — это охрененно выгодно. Нужно только продавать их правильно. Массово, в больших объемах, всем желающим и не желающим. Вот так парадоксально, используя совершенно различные умозаключения и логические доводы, банки и Маша пришли к одному выводу о несомненной выгодности страховок.
Но это все была присказка, а вот сама история.
Получил смс от банка. Приглашали в гости, заманивали перспективой получить одобренный кредит и вместе почесать подбородок. Потом еще по телефону два раза звонили, с тем же самым предложением, повторяли, рассказывали детали. От такого нельзя отказываться, поэтому я не удержался, пошел.

Подбородок
В банке сразу сказали, что в смс мне немного соврали и по телефону что-то не то рассказали. Предложение получить одобренный кредит наличными совершенно не означает вот так вот буквально взять и получить одобренный кредит. Это в московском офисе что-то напутали и не то имели в виду. Я не удивился. То, что банки иногда врут вообще не удивляет, к этому все морально готовы. Уходить сразу было невежливо, решил остаться и выяснить, как же все обстоит на самом деле.
На общей сумме кредита сошлись сразу, она совпала с заявленной в смс, а вот дальше началась чехарда. Мне озвучили размер ежемесячного платежа и он резко отличался в большую сторону от рассчитанного мною. Вот в этот момент я начал вредничать.
Ведь как себя ведет идеальный клиент в вакууме? Молча подписывает то, что ему дают, а потом регулярно приносит деньги. Вредный клиент, наоборот, постоянно умничает, демонстрирует, что он умеет читать и считать, да и вообще ведет себя некорректно, людям работать мешает. Я оказался очень вредным. Все бумажки стал внимательно читать, все названные цифры стал пересчитывать.
Банковский менеджер начала всю эту вредную дурь из меня выбивать. На ее стороне была уверенность в своих силах и настойчивое объяснение того, что я просто не умею считать. На моей стороне было упрямство, жадность и вера в калькулятор. Под давлением таких аргументов прояснилось, что в банковской формуле расчета есть одна дополнительная переменная. Страховка.
Спросил сколько же эта страховка стоит и почему так много. Получил ответ, что такие большие цифры вслух произносить неприлично, они вызывают желание громко засмеяться и быстро уйти, но, специально для вредных клиентов, можно предложить другую страховку, которая во много-много раз дешевле. А вообще без страховки никак нельзя, это глупо, это невозможно, это не по фэншую, да и вообще…
Мне это показалось странным. Мне вообще кажется странным то, что напрямую противоречит закону и документам, которые предлагают подписать. Не ручаюсь за абсолютную точность, но примерная цитата звучит так «Оформление страховки никак не влияет на решение о выдаче кредита и процентную ставку». Менеджер, естественно, объяснила мне, что я, оказывается, не только считать, но еще и читать не умею. Ведь такой фразы ни в каких документах нет и быть не может, а кредиты без страховки никогда не оформляются, это просто невозможно. Спросила коллег, может они где-то видели что-то подобное, но и они не видели. Я даже готов был им поверить, если бы через 5 минут мне не дали на подпись документ со словами, процитированными выше. На мой уточняющий вопрос пояснили, что как бы да, но и нет, да и вообще, и кому, наконец, вы верите, мне или бездушной бумажке.
Бумажке я верил больше, но говорить так постеснялся, это было невежливо, поэтому молча продолжил оформление всех документов. Даже против страховки уже ничего не имел, которая во много-много раз дешевле, соглашался на все!
Наконец, со всеми бумагами было покончено, а меня обрадовали новостью, что деньги получены и уже переведены мне на счет. Осталось лишь пройти к банкомату, часть этих денег снять и оплатить страховку. Проверил — действительно деньги были на месте. В голове сразу возник вредный вопрос. Зачем тогда мне оплачивать страховку, если я уже и так получил все, что хотел? По всей логике выходило, что смысла в этом никакого, выданный кредит назад не отберут, можно смело уходить. Это решение менеджеру и озвучил.
В банке началась паника. Похоже кто-то где-то сильно просчитался и все пошло не по плану. Менеджер быстро оставила самостоятельные попытки убедить меня подарить банку денег и побежала за помощью. Привела начальницу, пытались воздействовать на меня коллективно. Сначала просто просили, но я не давал себя уговорить. Потом хотели надавить на совесть, но совесть не обнаружили. Говорили, что теперь все мои страховки придется оплачивать менеджеру оформившему кредит и это совершенно нечестно. Я не возражал против такого варианта, он мне даже нравился. Под конец назвали вруном и подлым обманщиком. В этот момент я понял, что устал, попрощался и довольный пошел с деньгами домой.